moris_levran (moris_levran) wrote,
moris_levran
moris_levran

Краткая история армяно-русских отношений

Оригинал взят у geoclubegk в Краткая история армяно-русских отношений


Посвящается 187 годовщине Туркманчайского мирного договора.

Завен ГРИГОРЯН

Ереван, февраль 2015 г.

Краткая история армяно-русских отношений

(с момента их начала и до наших дней)


По материалам журнала “День и ночь



Эта статья ставит перед собой задачу коротко показать всю историю развития армяно-русских отношений. Мы старались останавливаться на самых важных и ключевых фактах, которые помогут составить цельную картину.

Можно сказать, что вплоть до ХХ века, роль России в армянской истории воспринимается однозначно положительно, однако после произошли события, в ходе которых армяне потеряли огромную часть своих исторических территорий. Некоторые псевдоисторики и граждане, симпатизирующие «либеральным» западным идеям, пробуют возложить основную вину за эти события именно на Россию. Мы же считаем, что описание тех событий должно быть дано максимально беспристрастно, и выводы внимательный читатель должен сделать сам. Период этих событий показан максимально подробно, насколько позволяет формат данной статьи. В процессе работы над ней, мы использовали только проверенные исторические источники, в основном постсоветского периода, для того, чтобы избежать обвинений в предвзятости и необъективности.

-1-

История армяно-русских отношений насчитывает много столетий. Как писал в своей монографии профессор З. Т. Григорян, — «…если сравнивать с опытом отношений, который армяне имели с агрессивными государствами греков, римлян, персов, арабов, византийцев, сельджуков, татаро-монголов, османов, то отношения с Российским государством были совершенно иными. Все вышеперечисленные империи использовали любую возможность для того, чтобы завоевать армянские территории, завладеть их богатствами, превратить армянскую землю в театр затяжных и кровавых военных действий, а народ подвергнуть физическому уничтожению. Совершенно по-другому складывались отношения с русским народом, который всегда протягивал дружескую руку помощи»[1].

Многовековая история армяно-русских отношений начинается со времён Киевской Руси. В этот период между армянским и русским народом устанавливаются и постоянно укрепляются экономические и торговые отношения. С древнейших времен по территории Армении проходили торговые пути с Запада на Восток и с Востока на Запад, что позволило армянам установить торговые связи не только с ближайшими соседями, но и народами, живущими далеко, в том числе и с русским. Столица Армении, Двин, был одним из основных торговых и ремесленных центров Востока. Его регулярно посещали купцы из Индии, Персии, Рима, Византии, а также из Крыма и причерноморских областей. Участие Армении в мировой торговле особенно выросло в IX-XI веках и совпало с активизацией караванного сообщения между Арабским Халифатом и Византией. Армянские купцы торговали пшеницей, скотом, винами, красками, металлами. Они начинают посещать крупные города Киевской Руси, прибывая по территории Византии, а затем и из Крыма, где жили с VII-VIII веков и даже имели свой крупный торговый центр в Судаке. В результате опустошительных монгольских походов XIII–XIV веков ещё больше армян бежало в Крым, увеличивая численность общины, которая играла основную роль в торговых отношениях с Русью. Об активности армянских торговцев в Киеве писал Николай Михайлович Карамзин в своей «Истории государства Российского»[2]. Со временем, некоторые армянские купцы начинают получать разрешение на постоянное место жительства в Киеве, в результате чего и там в XI веке начинает формироваться армянская община. Армяне создают общину во Львове, которая впоследствии будет вести торговлю с Московским Царством. Сюда же бежали с Балканской ссылки многие члены жестоко подавленных армянских религиозных движений павликиан и тондракийцев.

После принятия христианства на Руси начинают укрепляться и церковные связи. В 1157 году в Киеве проводится собрание армянских церковников, в котором принимают участие и представители русской Церкви[3]. Среди фресок церкви Спаса на Нередице можно встретить и изображения армянских святых, Григория Просветителя и Святой Рипсиме[4]. В Киеве, Львове, Каменец-Подольске и Великом Новгороде были армянские церкви.

Вместе с церковными связями, развиваются армяно-русские культурные отношения. В древнейших русских источниках упоминаются армянские врачи, развернувшие свою деятельность в Киевской Руси[5]. К их услугам прибегали даже киевские князья. История сохранила информацию о враче-армянине, который вращался в самых высших кругах и лечил Владимира Мономаха и бояр.[6]

Имеются свидетельства об армянских архитекторах, каменщиках, скульпторах, которые работали в Киевской Руси[7]. Известен факт, что на надгробии великого князя Ярослава Мудрого имеется армянский орнамент. На нём же, в числе надписей на других языках, имелась надпись и на армянском, которая, впрочем, была стёрта. Несмотря на это даже сегодня на нём можно обнаружить следы армянских букв[8]. Армянские мастера участвовали в работах по сооружению и отделке церкви Спаса на Нередице в Новгороде.

Развивались и литературные связи. В XII–XIII веках начались совместные переводы. С армянского на русский и с русского на армянский были переведены несколько значимых работ того времени. К примеру, на армянский язык была переведена притча Бориса и Глеба[9]. Значительно позже, в 1616 году, переехавший из Армении во Львов некий Ованнес Карматенянц основывает армянскую типографию. В 1616–1618 гг. в ней печатаются «Псалтирь», «Врачебник» и «Молитвенник».

Следующий этап развития торгово-экономических связей армянского и русского народов приходится на период Московского Царства. Армянское купечество обращает внимание на развивающиеся рынки Ростова-Суздаля, Владимира, Новгорода и, конечно, Москвы. Многие из купцов, видя торговые возможности новой столицы, остаются в ней жить. Они сыграли далеко не последнюю роль в установлении торговых связей молодого Московского Царства с крупными рынками Востока. Запись о присутствии в Нижнем Новгороде армян имеются в летописях[10]. Примечательна запись в Семёновской и Московской летописях о пожаре 22 июля 1390 года, во время которого сгорел торговый дом армянского купца Абрахама[11]. Число армянских купцов в Москве растёт с каждым годом, они начинают играть всё более важную роль. Это отметил академик Тихомиров: в своей книге «Древняя Москва», он писал, что с помощью армянских купцов держалась торговая связь по Волге с Золотой Ордой, Персией и Закавказьем[12].

С конца XIV и начала XV веков в Москве растёт число армянских ремесленников и представителей других профессий. Несмотря на сложное отношение к себе со стороны Русской Православной Церкви, которая со своей византийской нетерпимостью считала армян еретиками, они устанавливают с русскими добрососедские отношения. Летописные источники гласят, что в 1552 году, при осаде Казани войсками Ивана IV Грозного, местные армяне под угрозой смерти отказались стрелять из своих пушек в русских воинов либо намеренно делали так, что посланные ими ядра не попадали в цель. Уже после завоевания Казани, в благодарность за это, армянам были предоставлены дополнительные льготы, как в Казани, так и в Москве. Один из куполов собора Василия Блаженного на Красной площади был построен в честь Григория Просветителя. К концу XVII века число армянских жителей в Москве превосходило 2000 человек.

Таким образом постоянно развивающиеся торговые и культурные отношения армян и русских в XVI–XVII веках создают предпосылки для установления отношений политических. Русское государство становится всё больше и сильнее, а во времена Ивана Грозного начинает граничить с Кавказом. Неудивительно, что страдающий от турецкого-персидского мусульманского ига армянский народ начинает видеть в христианском русском народе союзника. Россия, в свою очередь, исходя из своих стратегических интересов, оказывается всё более заинтересована в углублении связей с народами Закавказья.

Нажмите, чтобы продолжить



Tags: Армения, Политика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments