moris_levran (moris_levran) wrote,
moris_levran
moris_levran

Category:

В. Высоцкий в Армении.

Высоцкий и Карапетян
На фото: Владимир Высоцкий и Давид Карапетян в Донецке с работниками студии звукозаписи.

Мало кому известно, что в апреле 1970 года Владимир Семёнович Высоцкий вместе со своим другом Давидом Сааковичем Карапетяном посетил Советскую Армению с целью совершения религиозного таинства – крещения. Слишком многие свидетельствуют об этом факте. Но не известно точные даты его пребывания там. Если кто читал "творения" Фёдора Раззакова, "Владимир Высоцкий. Козырь в тайной войне", то может обратить внимание, что это уникальное (не побоюсь этого слова) книга, явно представляет собой сборник не просто ежедневных, но и почасовых данных о жизни В. В. Высоцкого. Это больше похоже на доносы "стукачей" из окружения Высоцкого и наблюдения "наружки" КГБ. В любом случае, мы должны быть благодарны Ф. Раззакову за эту книгу. Вне зависимости от целей её написания, ибо, прочитав эту книгу, я ещё больше зауважал Высоцкого. Так вот, во всех местах книги даты у Раззакова по дням и по часам приводятся очень точно, а что касается поездки в Армению, то диапазон дат очень расплывчатый. По Ф. Раззакову, Высоцкий с Карапетяном 7 апреля 1970 года приехали в Сочи, и через несколько дней выехали в Ереван. В Москву Высоцкий вернулся, по словам Раззакова в разгар празднования 100 летней годовщины со дня рождения В. И. Ленина. Точный Раззаков точных данных не приводит, в отличие от остальной книги. Вообще-то 22 апреля 1970 года – это день рождения В. И. Ленина. Молодые не знают, что Ленин – это было наше всё. А я по своей памяти хорошо помню 22 апреля 1970 года – меня принимали в пионеры. И что творилось тогда с 22 апреля по 9 мая, ибо днями отдыха включая первомайскую демонстрацию, были 1, 2, возможно 3 и 4 мая, а также 8,9 или 7,8,9 мая, учитывая субботы и воскресения. В общем, этот юбилей советский народ встречал с невиданным подъёмом и под руководством КПСС вся страна ушла в 3х недельный идеологический "загул".

Но был и другой "юбилей", трагический для армянского народа – 55 годовщина геноцида армянского народа, которая пришлась на 24 апреля 1970 года, о которой лично я в те года не знал. Вот накануне этих юбилеев Высоцкий оказался в Армении.

Здесь нужно вспомнить отношение Высоцкого к Советской власти и лично к вождю мирового пролетариата, а так же к его ученику и преемнику. А оно было далеко не самым лучшим. Разумеется Высоцкий не захотел учувствовать в этом маразме – 100 летней годовщине со дня рождения человека, руки которого обагрены кровью, и сам он в крови своих сограждан.

Преступник, помешанный на расстрелах неугодных (противников его сатанинской власти, а то и вовсе невинных, в том числе священников и детей), убийца царской семьи, палач Русской Православной Церкви и других религиозных конфессий в Российской империи; разложивший русскую армию и предписавший позорный Брестский мир, поджигатель братоубийственной гражданской войны (всего и не перечислишь). Разумеется, подобный деятель не мог вызвать положительных эмоций.

Но вот вам другая дата: 55 годовщина геноцида армян, совершённая турками, могла привлечь Высоцкого и вызвать его сочувствие к трагедии армянского народа. Скорее всего, и здесь, он решил публично продемонстрировать своё отношение к советским властям и КПСС. Дело в том, что Ленин, Сталин и некоторые другие руководители ВКП(б), и советской власти были причастны к геноциду армян. Большой друг В.И. Ленина – Парвус (Гельфанд) был министром экономики и финансов Османской империи (Турции). До революции, Ленин, на словах, осудил геноцид армян, а, когда пришёл к власти, с 1919 года, стал активно сотрудничать с турками, особенно с Мустафой Кемалем (Ататюрком) – первым президентом Турции. Ленин и Сталин вооружили турок российским оружием, послали им на помощь войска Красной армии, и, в качестве советников дали известных советских военачальников – короче говоря, спасли Турцию от разгрома (Турция потерпела поражение вместе с Германией и Австро-Венгрией) в Первую Мировую войну, которая закончилась в ноябре 1918 года, во время которой Турция, в который раз уже, воевала против России). Ленин со Сталиным и другими их подельниками дали возможность туркам добить армян на захваченных Турцией армянских территориях, и присвоить большую часть территории себе (почти всю).

То, что происходит на Ближнем Востоке и на Кавказе сейчас – это результат той политики Советского государства. Сейчас Россия пожинает плоды этой недальновидной политики, и судя по заявлениям и действиям российских руководителей уроки из этого небыли извлечены в должной мере. Высоцкий, по видимому, уже тогда об этом знал, ведь в его многонациональном окружении было много его друзей – армян по национальности.

По этому вопросу, ну просто заговор молчания. Например, отец Михаил (Ходанов) вообще пишет, что Высоцкий приезжал в Армению в 1969 году, хотя это не соответствует действительности. Хотя, конечно, спасибо ему и тому высокому начальству РПЦ, по благословению которого (скорее всего) была выпущена книга Ходанова, за то, что там упомянут страшный геноцид многострадального армянского народа от турок, даже, если это была дежурная политкорректная фраза. Однако я думаю, что Ходанов неспроста об этом упомянул, видимо располагал какими – то сведениями о прибытии В. Высоцкого к этой дате.

Так же и Ф. Раззаков, когдапишет об прибытии в Армению Высоцкого, указывает лишь время прилёта и время первого концерта, но не указывает дату, то есть число, день апреля 1970 года. Дату отъезда из Армении он так же не указывает, что наводит на определённые размышления. Очень интерестно, что часть выступлений Высоцкого состоялись в клубе КГБ Армении. Жил Высоцкий у родственников Д. Карапетяна, отец которого был ранее премьер-министр Советской Армении. Концерты его в числе прочих, организовывала известная поэтесса Алла Тер – Акопян. Но "наверху", в Кремле, на Лубянке стали нервничать, стали требовать высылки Высоцкого из Армении.

Но Высоцкий неоднократно уклонялся от высылки. Нигде не указывается, был ли Высоцкий 24 апреля 1970 года в Армении, но и не отрицается. Дело в том, что, начиная с 1965 года, ежегодно в Армении стали проходить демонстрации, каждая 24 апреля, посвящённая геноциду армян 1895-1915-1923 годы. Сначала, стихийные, затем Кремль, несмотря на то, что был связан с Турцией соответствующими договорами, и, возможно, секретными приложениями к ним, вынужден был пойти на уступки армянам. Турция уже тогда была членом НАТО. Уже тогда на неё территории были американские военные базы, пусковые установки американских ракет с ядерными боеголовками, там же находились американские ядерные фугасы.

Тут есть очень интересный момент: Турция является союзником Соединённых Штатов Америки, но президент США, каждый год 24 апреля, в день геноцида армян, произносит сочувственную речь, адресованную армянскому народу, публично, на всю свою страну (Америку) и, в общем, то на весь мир. Армения, являясь союзником России по ОДКБ (и всегда была союзником России) но ни разу армяне, граждане Российской Федерации (про других армян, не являющихся гражданами РФ я молчу) ни разу не удостоились подобного, публичного на всю страну (Россию) обращения с сочувствием к себе со стороны главы Российского государства по поводу геноцида армян 24 апреля ежегодно. Ну, с коммунистами всё понятно (я имею ввиду советские времена), но уже у руля очередной новый (старый) президент, Россия – демократическая страна, а "воз и ныне там".


Над книгой Воспоминаний Давида Карапетяна видимо сильно поработала цензура. Там рассказывается о посещении Эчмиадзина, центрального армянского храма, резиденции католикоса – патриарха всех армян, о посещении церквей на Севане. Про крещение – молчок.

Но отец Павел (Гумеров) приводит слова одной из жён Высоцкого Л. В. Абрамовой, а так же отец Михаил (Ходанов) ссылается на Абрамову, мать его сыновей, что в Армении он крестился, и она подарила В. С. Высоцкому свою фамильную реликвию – георгиевский крест. Его друг Михаил Шемякин подарил ему серебряное Распятие.

Теперь о неприятностях, связанных с крещением в советские времена. Такое действительно было в советское время. Я сам наблюдал, как в главном храме Армянской Апостольской Церкви – в Эчмиадзине крестились русские и представители других национальностей из российской глубинки. Было это в 1975, 1978, 1980 году. Если эти люди испытывали потребность в крещении и не испугались креститься в Армении (по месту жительства они, по видимому, боялись креститься), то чего надо было бояться Высоцкому, писавшего стихи и песни протеста, чего было бояться Ю. П. Любимову, ставившего на Таганке такие спектакли, от которых икалось в высоких кабинетах (награждая орденом Трудового Красного Знамени, полушутя, полусерьёзно сказали, что собирались наградить орденом Боевого Красного Знамени).

Чего надо было бояться отцу В. Высоцкого – Сену Владимировичу – храброму и заслуженному человеку, прошедшего всю войну.

Времена были не вегетарианские, но уже и не сталинские. Так что обоснование того факта, что В. Высоцкий поехал креститься в Армению, и не стал этого делать в Москве или других областях РСФСР или Украины, тем, что он испугался – чушь несусветная, и является всего лишь отмазкой. Меня, например, крестили в самый разгар гонений Хрущёва на церковь. Хотя люди могли, при крещении, по месту жительства пострадать – лишиться должности, партбилета – если коммунист, или комсомольского билета, если комсомолец, со всеми вытекающими последствиями (исключение из института, например). "Стукачи" и соглядатаи ещё "работали", но уже не так активно, как при Ягоде и Берии.

Ещё вот что. Раньше я мог зайти в любой христианский храм и не чувствовать себя там чужим, и в этом отношении, в отличие от нынешних времён, был положительный факт. Но сейчас, прочитав отцов Михаила и Павла, а так же из повседневной жизни видно, что появились сложности.

Наверное, не только отцам Михаилу и Павлу, но и некоторым другим непонятно, почему же В. С. Высоцкий крестился в Армении. Начинают это объяснять страхом Высоцкого перед властями. А далее пускаются и вовсе во все тяжкие. Дескать, и церковь армянская не та, не православная. Да чушь всё это. Я не стану уверять, что армянская церковь "самая-самая", она "самая-самая" для меня, а навязывать её доктрины я не собираюсь. И конечно, Армянская Апостольская Церковь – православная церковь, ибо как может быть первая по времени возникновения церковь в качестве государственной быть не православной?!

Что касается "проблемы монофизитства", со слов отца Михаила – то нет такой проблемы. Есть проблема любви Христовой между людьми. Я не стану касаться религиозных догм – я в них плохо разбираюсь. Вот только не надо делать из В. С. Высоцкого совершенно не сведущего в религии человека. Я не считаю, что он поехал и крестился в Армении, совершенно не разбираясь в религии. Возможно, в нюансах он и не разбирался. Но даже если это и так, то возможно, с его точки зрения, это было не так важно. Отцы Михаил и Павел пишут, что между армянской и русской церквами нет литургического общения. И поэтому, дескать, возникают некоторые сложности при поминовении Высоцкого в РПЦ. Я плохо разбирающийся в религии считаю, так пусть будет. В чём проблема? Тут вспоминается анекдот из арсенала "армянского радио" времён СССР.

Армянскому радио задают вопрос: «Какие нации живут в Советском Союзе?"

Ответ:"Армяне, Русские и нерусские". И действительно, помимо христианства православного толка русских и армян очень много связывает. Для читателей это тоже, наверное новость, но по крови и языку русские и армяне принадлежат к одной общности – индоевропейской языковой семье. Которую раньше, до Великой Отечественной войны именовали арийской расой. В неё входили разные группы, например: германская, романская, славянская, армянская, иранская и т. д. Русские принадлежат к славянской группе, а армяне к армянской группе (там были и другие народы, кроме армян, но они исчезли, сошли с исторической арены).

Святых отцов видимо раздражает сам факт выбора Высоцкого Армянской Апостольской Церкви.

Успокойтесь.

Во-первых, если бы это был бы не Гений (а его слава как Поэта впереди) то вы на этот факт не обратили бы никакого внимания.

Во-вторых, то, что Высоцкий крестился в Армении, как я думаю, не является фактором его предпочтения ААЦ перед РПЦ.

Скорее всего, это было проявлением его духовного сочувствия армянскому народу, в связи с геноцидом, а может быть, и политической солидарности.

Тут возникает такой вопрос: "А как же стихи, песни на армянскую тему?".

Я не исключаю, что конкретная поддержка Высоцкого армянам в стихах и песнях была вычеркнута цензурой ещё при его жизни. Были сделаны купюры в его стихах и песнях, и это продолжается до сих пор. Так же это могло быть сделано путём полного уничтожения или забвения подобных произведений. Что такие "армянские" произведения могли иметь место, вполне может быть, так как у Высоцкого было много друзей – армян, а так же его мачеха, (мама Женя) – Евгения Степановна Мартиросова - Лихолатова была армянкой.

Вспомните, ведь он откликался на любое грандиозное событие в мире, а такими, в последние годы его жизни были

1. Ввод Советских войск в Афганистан в 1979 году.

2. Летние Олимпийские игры в Москве в 1980 году.

К тому же, Высоцкий всё более идеологически и политически стал расходится с советскими властями и КПСС. Ну и где же эти произведения по данным темам? Я думаю, они находятся в архивах КГБ. Дай то Бог. Ведь, по сути, мы не знаем, как он погиб. Обстоятельства смерти вызывают вопросы. Ну хотя бы, почему такой тяжёлый больной не находился в лечебном учреждении, в стационаре, возможно, даже в реанимации. Нам все уши прожужжали, что он алкоголик и наркоман, вплоть до конкретной дозы. Дескать, был обречён. Видимо, хотят нас в этом убедить. У меня и тут есть определённые сомнения. Говорят он, мол, сам как-то высказался: "Мне мало осталось…". Если человеку постоянно осторожно внушать за годы до его смерти, что он умрёт, то поверьте мне, он будет чувствовать себя не самым лучшим образом. Есть ещё кое-какие подозрительные моменты. Всё это очень странно.

Добавлю, мне посчастливилось присутствовать на сборном концерте, в котором участвовал Владимир Семёнович Высоцкий в городе Грозный. Кажется, это было в начале октября 1978 года. Там, как я помню, выступала Наталья Нурмухамедова (Помню её польскую песню, переведённую на русский язык про Войско Польское). Ещё какой-то ансамбль. Высоцкий заканчивал программу. Но с самого начала, зрители кричали, звали его. Мешали артистам, выступающим до него. Высоцкий вышел, и быстро навёл порядок, дав урок приличия присутствующим. После чего концерт пошёл обычным чередом. Ну а потом вышел он. Таких проявлений восторга я больше никогда не видел и не слышал. Врезалось в память его песня "Я не люблю", и строки из неё: "… Вот только жаль распятого Христа…".

К сожалению, я не знал, что он должен был через день после концерта поехать в посёлок Старая Сунжа, где выступал для малолетних преступников из Спец ПТУ. А то бы бросил всё, и поехал туда же, ведь это бывает раз в жизни. Ешё помню, как во время концерта, к нему подбежал ребёнок с цветами. Он прервал песню, взял цветы, но отчитал его родителей, сказав: "Я же работаю, я сосредоточен, а вы мне мешаете…".

Ну что же, будем ждать, когда архивы откроются, и мы насладимся творениями Великого Гения.
Аэропорт в Ереване 001
Аэропорт в Ереване

Высоцкий Клуб
Tags: Версии, Высоцкий, История
Subscribe

promo moris_levran december 22, 2014 02:45 8
Buy for 10 tokens
Византийская принцесса Анна – Великая княгиня Киевской Руси. В. Васнецов. "Крещение князя Владимира". В 1988 году в Советском Союзе отмечалась знаменательная дата – 1000-летие Крещения Руси. Минуло 26 лет, и сейчас можно рассмотреть подробнее эти события, поскольку к религии советская власть…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments