moris_levran (moris_levran) wrote,
moris_levran
moris_levran

«Литературные» диагнозы, которые ставят психотерапевты


Наш мир в большой мере состоит из ассоциаций и парадоксов. Облака мы ассоциируем с силуэтами людей, животных или вещей, двоеточие и скобки, – с улыбающимися и грустными лицами. Даже такие страшные вещи как болезни и синдромы мы называем не только сухими медицинскими терминами, но и даем им метафорические имена – они звучат приятнее, и запоминаются лучше. К счастью, литература дарит нам немало персонажей с характерным поведением, которые могут служить хорошим иллюстративным материалом. Чего только стоит герой Гоголя Плюшкин – так у нас называют людей, которые любят собирать всевозможный хлам. Но кроме Плюшкина есть литературные герои, которые заняли достойное место не только в фольклоре, а даже в психиатрии – их именами названо типичное поведение людей с определенными психическими отклонениями.

Синдром Диогена впервые назван в медицине таким термином в 1975 году и был описан Кларком, Мейнкикаром и Греем, хотя случаи его известны в психиатрии с незапамятных времен (синдром старческого убожества) — психическое расстройство, характерными чертами которого являются крайне пренебрежительное отношение к себе, социальная изоляция, апатия, склонность к накоплению и собиранию всякой всячины (патологическое накопительство). Пациенты, страдающие этим расстройством, обычно аккумулируют в доме огромные количества мусора и живут в полной нищете. При этом они совершенно не следят за своим внешним видом и гигиеной. К этому у них - полное безразличие. Точно также, как и безразличны они к грязи и нечистотам, накапливающимся в жилище. Как ни странно, они могут быть обладателями больших состояний, держа большие суммы денег в доме или в банке, не придавая этому ни малейшего значения. Тем не менее, они считают себя нищими, что заставляет их жадно накапливать и хранить любые предметы, без всякой нужды в них. Они ничего не выбрасывают, поэтому дом их полон мусора, обычно не имеющего никакого применения в реальной жизни. Часто о таких пациентах первыми узнают соседи, уставшие отражать атаки на свои квартиры полчищ тараканов, мышей и крыс, распространяющихся от больного соседа, и «вкушать» ароматы разлагающихся нечистот, идущих от соседских окон и дверей.

Синдром Мюнхгаузена — симулятивное расстройство, при котором человек симулирует, преувеличивает на глобальном уровне или искусственно вызывает у себя симптомы болезни, чтобы подвергнуться медицинскому обследованию, лечению, госпитализации, хирургическому вмешательству и т. п. Причины такого симулятивного поведения полностью не изучены. Общепринятое объяснение причин синдрома Мюнхгаузена гласит, что симуляция болезни позволяет людям с этим синдромом получить внимание, заботу, симпатию и психологическую поддержку, которых им не хватает. Пациенты с синдромом Мюнхгаузена, как правило, отрицают искусственную природу своих симптомов, даже если им предъявляют доказательства симуляции. Обычно они имеют длительную историю госпитализаций из-за симулированных симптомов. Не получая ожидаемого внимания к своим симптомам, больные с синдромом Мюнхгаузена часто становятся вздорными и агрессивными. В случае отказа в лечении одним специалистом больной обращается к другому.

Синдром Стендаля назван в честь французского писателя ХІX века. В книге «Неаполь и Флоренция: путешествие из Милана в Реджио» он описал свои ощущения во время визита во Флоренцию – частое сердцебиение, головокружение и земля, «плывущая» под ногами. Такие симптомы у писателя вызывало множество церквей, музеев, достопримечательностей древности, шедевров искусства эпохи Возрождения. Через полтора века, в 1979-м году этот синдром описала итальянский психолог Грациэлла Магерини в книге с красноречивым названием «Синдром Стендаля», а 1982-м был впервые официально поставлен такой диагноз. Больные этим синдромом очень остро переживают встречу с какой-то картиной и даже отождествляют себя с ее героями, словно попадая внутрь. Болезнь даже может спровоцировать человека уничтожить картину. В группе риска – очень впечатлительные люди, которые долго ожидают встречи с высоким искусством. Зато итальянцы имеют иммунитет к собственному искусству. Интересно, что именно в галерее Уфиццы туристы больше всего поддаются этому синдрому, притом, что здешние жители смотрят на них, как на больных – и правы.

Звезды-шоу бизнеса, да и вообще многие известные люди, похоже, страдают синдромом Дориана Грея – боятся постареть. Отсюда пластические операции, одежда, не соответствующая возрасту, невероятное количество косметики. Маленькая морщина или складка на теле может стать серьезным поводом для депрессии. А там недалеко и до финала, который описал Оскар Вайлд – самоубийства.
Доктор Джекил и мистер Хайд – один из самых ярких примеров раздвоения личности. Синдрома именно с таким названием не существует, зато каждый знает историю, написанную Робертом Льюисом Стивенсоном о двух сторонах одного человека. Его книга является замечательным объяснением медицинского термина «множественная личность». Кстати, это не единственный пример литературного раздвоения личности, писатели любят использовать этот прием. Вспомним, например, Изабеллу – она же Женевьева Терговен из «Черного Обелиска» Ремарка. Тайлера Дердена, «двойника» главного героя «Бойцовского клуба» Поланика. Этот синдром приобретает новое значение в эпоху Интернета, когда можно выдавать себя не за того, кем ты являешься в действительности, и лепить себе двойников, хороших и плохих.

Название «Пиквикский синдром» появилось благодаря книге Чарльза Диккенса «Записки Пиквикского клуба». Однако бытует неправильное мнение, что сам Пиквик дал имя этому синдрому. Все члены Пиквикского клуба были пышнотелыми, и в действительности болезнь, при которой человек имеет проблемы с весом, дыханием и сонливостью, отсылает нас к второстепенному герою книги – Джо. Однако название синдрома дали, ссылаясь на название книги классика английской литературы.

Синдром Алисы в Стране чудес или же микропсия – нарушение визуального восприятия мира, когда человек видит все вокруг непропорционально маленьким и обезображенным. Этот синдром называют также «карликовыми галлюцинациями» или «лилипутским зрением». Иногда он может выражаться также в слуховых галлюцинациях, касательных нарушениях и искривленном виденье собственного тела. Не всегда мир уменьшается – иногда, как и с Алисой, он наоборот может казаться большим и даже гигантским – это вторая сторона синдрома, макропсия. Впервые этот синдром описал психиатр Джон Тодд в 1955 году. Он сравнил его с комнатой смеха, где в кривых зеркалах человек видит странные образы. Также Тодд выдвинул предположение, что автор «Алисы в Стране чудес» Льюис Кэрролл и сам страдал таким синдромом. Его частой спутницей является мигрень, а Кэрролл в своих дневниках писал о приступах этой болезни. Возможно, что у Кэрролла внутри было настоящее королевство кривых зеркал.

Синдром Мартина Идена или болезнь достижения успеха – это то, что мешает людям спокойно отдыхать на Олимпе, к которому они так долго шли. Кризис цели знаком тем, кто достигает успеха, однако видит, что дальше некуда двигаться. Мартин Иден, герой одноименного романа Джека Лондона, став известным писателем и дойдя до цели всей своей жизни, осуществляет самоубийство – бросается в море, не удержавшись на гребне волны славы. Кстати, звездная болезнь современных знаменитостей – это одна из форм синдрома Мартина Идена.

Синдром Вертера или же Эффект Вертера – волна самоубийств, которая прокатилась по Европе в конце XVIII в, после публикации романа Гете «Страдание юного Вертера». В 1974-1975 годах его впервые описал социолог Девид Филлипс. Он вместе с коллегой Карстенсеном исследовал самоубийства не только двухсотлетней давности, но и современной ему Америки. Оказалось, что вместо Вертера на американских подростков влияли первые колонки газет, где щедро печатались сообщения о самоубийствах. Волну самоубийств после смерти Мерлин Монро Филлипс также отнес к синдрому Вертера. Еще один интересный факт: в Австрии в 1980-х годах выросло число самоубийств в метро. Власть решила не раздувать в прессе информацию о других подобных случаях и их количество резко уменьшилось.

Синдром Питера Пена или же боязнь взрослеть – это, прежде всего страх перед ответственностью, которая приходит с взрослой жизнью. Питеры Пены обычно позитивные люди, которые имеют много увлечений и интересов, однако жизнь для них – не больше, чем веселая игра. И только появляется намек на серьезные вещи – например, создание семьи – они убегают от этого, как черт от ладана. Это маленькие дети в теле взрослых людей, которым нравится жить без обязательств. Именно так, как жил герой книги Джеймса Барри.

Боваризм или же Синдром мадам Бовари – неспособность человека отличить реальность от воображения. Боваризм бывает позитивным и негативным – человек или живет в вымышленном раю, или же сам себе создает ад. Название этому синдрому дал Жуль де Готье, отсылая нас к хрестоматийному роману Гюстава Флобера.

http://publicistik.blogspot.ru/2016/01/blog-post_16.html
Tags: Медицина, Психиатрия, Психология
Subscribe
promo moris_levran december 22, 2014 02:45 7
Buy for 10 tokens
Византийская принцесса Анна – Великая княгиня Киевской Руси. В. Васнецов. "Крещение князя Владимира". В 1988 году в Советском Союзе отмечалась знаменательная дата – 1000-летие Крещения Руси. Минуло 26 лет, и сейчас можно рассмотреть подробнее эти события, поскольку к религии советская власть…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments